Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Хаксли как вернуть зрение. Олдос хаксли как исправить зрение. Мигание и дыхание


КАК ИСПРАВИТЬ ЗРЕНИЕ

Олдос ХАКСЛИ

Как исправить зрение

Aldous Huxley «The Art of Seeing»

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Игорь Сиренко

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ : МЕДИЦИНА И НАРУШЕННОЕ ЗРЕНИЕ

МЕТОД ЗРИТЕЛЬНОГО ПЕРЕОБУЧЕНИЯ

Сущность зрения

Принцип, лежащий в основе постижения любого умения

Ощущение + выбор + восприятие = зрение

Восприятие, обусловленное памятью

Непостоянство физических и психических функций

Глаза с нарушениями способны иметь проблески нормального зрения

Изменчивые глаза - постоянные очки

Причины зрительной недостаточности: скука

Причины зрительных дисфункций: болезни и эмоциональные нарушения

ЧАСТЬ ВТОРАЯ : РЕЛАКСАЦИЯ

Пассивная релаксация: пальминг

МИГАНИЕ И ДЫХАНИЕ

Нормальные и ненормальные мигательные привычки

Нормальные и ненормальные дыхательные привычки

ГЛАЗ, ОРГАН СВЕТА

Распространенный страх перед светом

Причины светобоязни

Изгнание страха

Практические методы

Безвредность соляризации

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДВИЖНОСТИ ГЛАЗ И РАЗУМА

Покачивания

Другие вспомогательные средства для подвижности

БЫСТРЫЕ ВЗГЛЯДЫ

Бессознательное зрение

Техника быстрых взглядов

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

Упражнение с календарем

УМСТВЕННАЯ СТОРОНА ЗРЕНИЯ

ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ

Память в помощь зрению

Улучшение запоминания букв

БЛИЗОРУКОСТЬ

Ее причины

Переобучение близоруких

ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ, АСТИГМАТИЗМ, КОСОГЛАЗИЕ

Астигматизм и косоглазие

Заболевания глаз

НЕКОТОРЫЕ ТРУДНЫЕ ДЛЯ ЗРЕНИЯ СИТУАЦИИ

Рассматривание незнакомых объектов

УСЛОВИЯ ОСВЕЩЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Перед вами, читатель, весьма необычная книга. Ее написал человек, который в юности практически ослеп, и, когда казалось, что никакой надежды не то что на улучшение, но даже и на замедление ухудшения уже нет, ему повезло: он познакомился с оригинальной методикой доктора Бейтса, которая спасла его.

Речь идет о знаменитом писателе Олдосе Хаксли, авторе романа-антиутопии "О дивный новый мир". Он родился в 1894 году в Англии, его отец Леонард Хаксли был редактором журнала "Корнхилл", брат Джулиан - известным биологом и философом, а дед Томас Генри Хаксли (в русской транскрипции - Гексли) - знаменитым биологом. Другой его выдающийся предок - английский критик и эссеист Мэтью Арнольд.

Семейные традиции, конечно, повлияли на судьбу юного Хаксли. Несмотря на серьезное заболевание глаз, приведшее его к 16-ти годам почти полной потере зрения, он успешно закончил колледж в Итоне и получил степень бакалавра с отличием первого класса по английскому языку в одном из самых почетных заведений Оксфорда - Бэллиол-колледже.

В 1916 году вышла первая книга его стихов, за ней последовали еще две. В 1920 году был опубликован сборник рассказов "Лимбо". Через год печатается роман "Желтый Кром", и Хаксли добивается признания. Продуктивность его поразительна. Он публикует стихи, романы, рассказы, путевые очерки, исторические биографии, критические эссе о литературе, живописи, музыке.

Большую часть 20-х годов XX в. Хаксли прожил в Италии, но в 30-е переехал под Тулон, где написал роман "О дивный новый мир". В 1937 году перебирается он в Калифорнию полагая, что тамошний климат будет более благотворен для его больных глаз. Многие романы Олдоса Хаксли переведены на русский язык: "Желтый Кром" (1921), "Шутовской хоровод" (1923), "О дивный новый мир" (1932), "Обезьяна и сущность" (1948) и др. Однако некоторые произведения Хаксли до сих пор малоизвестны в России, и одно из них - «The Art of Seeing» ("Как исправить зрение") (1943). В этой книге Хаксли рассказывает о способах борьбы с различными пороками зрения. Все это испытывал он на себе - и в результате, можно без большого преувеличения сказать, прозрел.

Это не чудо и не мистика. В каждом человеке есть огромный запас сил и энергии для того, чтобы поддерживать и восстанавливать свое здоровье, надо лишь уметь мобилизовать этот внутренний запас. Совершенствуя методику д-ра Бейтса, Хаксли показывает, как без посторонней помощи можно восстановить утраченное зрение. Попутно же заставляет читателя задуматься о свойствах человеческой природы вообще.

Рекомендации Хаксли понятны и просты, и хотя эта его книга была впервые издана 60 лет назад, ее практическая ценность не уменьшилась и ее продолжают переиздавать во многих странах мира. Надеюсь, что знакомство с ней и следование ее рекомендациям принесет нуждающимся улучшение, облегчение, а в конечном итоге - и полное восстановление зрения. Могу свидетельствовать, что лично мне, страдающему уже лет 20 близорукостью, эта книга помогла. Впервые я смотрел телевизор без очков. Поначалу было довольно неприятное ощущение (где-то минут пять), но потом я начал видеть намного лучше, картинка стала ясной. То же самое произошло, когда я затем вышел без очков на улицу. Сперва был тот же дискомфорт, но минут через 5-7 зрение заметно улучшилось. Визит к офтальмологу несколько лет спустя показал, что произошло улучшение зрения на несколько единиц.

Конечно, кого-то может спасти только хирургическое вмешательство. Но и тогда методика Хаксли не будет лишней. Известны случаи, когда только она после хирургических операций помогла снять напряжение, что необходимо для выздоровления.

Поэтому не спешите надевать контактные линзы или очки, попробуйте сперва собственные силы. Быть может, это принесет Вам больше пользы.

Игорь Сиренко

ПРЕДИСЛОВИЕ

В шестнадцать лет у меня случился острый приступ Keratitis punctata 1 , и через восемнадцать месяцев, в течение которых я пребывал в состоянии, близком к слепоте (пришлось осваивать Брайля 2 , а на прогулках послушно следовать за поводырем), один мой глаз был способен разглядеть только двухсотфутовую букву в таблице Снеллена 3 , и то с расстояния лишь в десять футов, другой же едва отличал день от ночи.

Бедственность моего положения обуславливалась в основном помутнением роговицы; но были еще и гиперметропия 4 , и астигматизм... 5

Первые несколько лет врачи рекомендовали мне использовать для чтения сильное увеличительное стекло. Затем на смену пришли очки. С их помощью удавалось разбирать семидесятифутовую строку (опять-таки с расстояния всего в десять футов!) и довольно сносно читать - при условии, что зрачки расширены атропином до такой степени, что на роговице вокруг помутненного центра образовывались своего рода чистые "окна". Разумеется, ценой этого было непомерное напряжение, и порой я чувствовал себя буквально выпотрошенным.

Все это продолжалось до 1939 года, когда я вдруг обнаружил, что и с мощнейшими очками читать все сложнее и утомительнее.

Сомнений не было: моя и без того ущербная способность видеть стремительно падает. И как раз, когда я с тревогой задумывался о том, какая жизнь меня ждет, если чтение станет недоступным, кто-то заговорил о зрительном переобучении. Выглядело оно довольно безобидно, внушало надежды, и я, которому нечего было терять, решился попробовать.

Через пару месяцев я уже читал без очков и, что еще удивительней, без напряжения и усталости. Более того, появились очевидные признаки, что помутнение роговицы, сопутствующее мне более двадцати пяти лет, начало проясняться. Сейчас мое зрение, пусть и далекое от нормального, практически в два раза острее, чем было тогда, когда я носил очки и еще ничего не знал о методиках исправления зрения; роговица очистилась настолько, что глаз, который с трудом различал, где свет, а где тьма, распознает десятифутовую строку с расстояния в один фут.

Это-то и подтолкнуло меня сесть за книгу; ее написанием я хочу вернуть долг и выразить признательность пионеру зрительного переобучения покойному доктору У. Г. Бейтсу и его последовательнице госпоже Маргарет Д. Корбетт, педагогическому таланту которой я обязан своим зрением.

Существуют и другие работы на тему зрительного переобучения; среди них прежде всего упомяну следующие: "Совершенное зрение без очков" д-ра Бейтса (Нью-Йорк, 1920), "Как улучшить ваши глаза" госпожи Корбетт (Лос-Анджелес, 1938) и "Улучшение зрения естественными методами" К. С. Прайса (Лондон, 1934). Каждая из них по-своему ценна; но ни в одной (по крайней мере, из прочитанных) я не встретил попытки соотнести методы зрительного переобучения с новейшими достижениями психологии и философии. Этот пробел я и собираюсь восполнить; моя задача состоит в том, чтобы продемонстрировать: эти методы есть ни что иное как практическое применение определенных теоретических принципов, полагаемых за истинные.

Могут спросить: а почему традиционные офтальмологи не применили на практике эти общепризнанные принципы? Ответ прост. С того момента, как офтальмология стала наукой, врачи обращали внимание лишь на физиологическую сторону сложного зрительного процесса. Они занимались глазами и забывали о разуме, использующем глаза, чтобы смотреть и видеть. Меня лечили люди, занимающие высочайшее положение в своей профессии; но ни один из них даже не обмолвился, что у зрения может быть и умственная сторона, или же, что существуют неправильные способы использования глаз и разума, - так же, как существуют и правильные. После проверки моих больных глаз, - надо признать, с мастерством и виртуозностью, они прописывали мне искусственные линзы и отпускали. Использовал ли я свой разум и глаза в очках хорошо или плохо, было для них совсем несущественным. Для д-ра Бейтса же, напротив, такие вопросы и ответы на них отнюдь были небезразличны, и он за долгие годы экспериментов и клинической практики разработал свою собственную методику зрительном переобучения. То, что эта методика правильна, доказано ее действенностью.

Пример со мною ни в коей мере не уникален; тысячи других таких же страдальцев извлекли пользу, следуя простым правилам улучшения зрения, которым мы обязаны д-ру Бейтсу и его последователям. Сделать эти правила и способы широко известными - конечная цель данной книги.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
МЕДИЦИНА И НАРУШЕННОЕ ЗРЕНИЕ

Medicus curat, natura sanat - врач лечит, природа излечивает... Этот старый афоризм прекрасно определяет возможности медицины и ее задачу: обеспечить страдающему организму такие условия, чтобы раскрылись его собственные саморегулирующие и восстанавливающие силы. Не будь vis medicatrix naturae, природных исцеляющих сил, медицина была бы беспомощной, и любое, даже небольшое расстройство, сразу же убивало или приводило к хроническому заболеванию.

Когда условия благоприятны, страдающий организм стремится избавиться от недуга при помощи присущих ему сил самоисцеления. Если избавления не происходит, это означает, что либо случай безнадежный, либо неблагоприятны условия, т. е., иными словами, применяемое медициной лечение не достигает той цели, которую призвано достичь адекватное лечение.

Обычное лечение нарушенного зрения

В свете этих основных принципов давайте проанализируем, как современная медицина лечит нарушения зрения. В подавляющем большинстве единственным способом лечения признается подбор искусственных линз, предназначенных для коррекции конкретной ошибки рефракции 6 , которая рассматривается как ответственная за нарушение. Medicus curat; и чаще всего пациент вознаграждается немедленным улучшением зрения. А как, между прочим, насчет природы и ее исцеляющего действия? Устраняют ли стекла причину нарушенного зрения? Получают ли органы зрения возможность к восстановлению нормального функционирования? Ответ на эти вопросы один: НЕТ. Искусственные линзы нейтрализуют симптомы, но не устраняют причины нарушений. Более того, глаза, снабженные этими приспособлениями, приобретают тенденцию к прогрессивно возрастающему ослаблению и требуют все более и более сильных линз для нейтрализации обнаруженных симптомов. Словом, medicus curat, natura non sanat 7 . И тут приходится выбирать одно из двух: либо нарушения зрительных органов неизлечимы в принципе и могут быть только смягчены механическими средствами, либо неверна сама современная методика лечения.

Традиционная офтальмология делает выбор в пользу первого, абсолютно пессимистического положения, и настаивает на том, что механическая нейтрализация симптомов является единственным способом лечения. (Я не имею в виду особые случаи, когда требуется незамедлительное хирургическое вмешательство, я говорю лишь о тех широко распространенных нарушениях, которые в настоящее время лечатся искусственными линзами).

Исцеление или смягчение симптомов?

Если традиционная точка зрения правильна, и органы зрения не обладают способностью самоисцеления, тогда глаза должны коренным образом отличаться от всех других частей и органов тела, которые в благоприятных условиях имеют тенденцию освобождаться от своих нарушений. И когда у них обнаруживаются какие-то симптомы слабости, будет величайшей глупостью, в соответствии с традиционной теорией, предпринимать серьезные попытки избавиться от причин этих болезненных проявлений; будет пустой тратой времени даже попытка найти лечение, которое поможет природе выполнить свою работу по исцелению. Больные глаза, ex hypothesi 8 , практически неизлечимы; им не хватает vis medicatrix naturae; самое большее, что может сделать для них офтальмология - снабдить механическими средствами для нейтрализации нежелательных симптомов. Такова логика этой странной теории.

Вот, например, относящиеся к нашей теме выдержки из книги "Зрение и человеческое благосостояние" д-ра Мэтью Лакиша, директора исследовательской лаборатории компании "Дженерал Электрик". Очки (эти "ценные костыли", как называет их д-р Лакиш), "нейтрализуют эффекты наследственности, возраста и злоупотреблений; они не имеют дела с причинами".

"Предположим, что искалеченные глаза могут быть обращены в искалеченные ноги. Свидетелями каких душераздирающих сцен мы могли бы стать на оживленной улице! Практически каждый шел бы прихрамывая. Многие были бы на костылях, а некоторые и в инвалидных колясках. Сколь много из этих увечий обязано убогим условиям для зрения, то есть безразличием к зрению? Статистических данных нет, но знания о зрении и о том, что ему необходимо, подсказывают, что одних болезней можно было бы избежать, вообще, а развитие других приостановить адекватными и надлежащими условиями".

"Даже нарушения рефракции и другие глазные нарушения, вызванные злоупотреблениями, вовсе необязательно постоянны. Когда мы заболеваем, природа выполняет свою работу, а если мы выполним и свою, наступает скорое выздоровление. По крайней мере, до какого-то предела, глаза имеют разнообразные восстанавливающие силы; уменьшение раздражающих факторов путем улучшения условий для зрения всегда идет им на пользу, и существует много примеров, когда значительное улучшение достигалось именно такими средствами. Действительно, без устранения причины раздражения расстройство быстро прогрессирует".

Это обнадеживающее признание подает надежду, что далее последует описание нового и поистине этиологического 9 метода лечения нарушений; которое займет место популярного ныне лечения симптомов. Но надежде не суждено сбыться.

"Плохое освещение, - продолжает д-р Лакиш, - одна из самых важных и распространенных причин, вызывающих напряжение глаз, часто ведущее к прогрессирующим нарушениям и расстройствам".

Вся его книга - это развитие в деталях старой темы. Но, поспешу добавить, что в своих рамках это замечательная книга. Для страдающих от зрительных нарушений значение хорошего освещения, в самом деле невозможно переоценить, но особую признательность д-ру Лакишу следует высказать за научное обоснование принципа "хорошей освещенности" в стандартных единицах измерения - таких, как футосвеча.

У кого-то, однако, может возникнуть и недовольство: дескать, одних футосвечей недостаточно. Верно: при лечении других органов или частей тела врачи не довольствуются улучшением только внешних условий функционирования, они стремятся улучшить и внутренние физиологические условия в страдающем органе. Так, при хромоте доктора не разрешают своим пациентам полагаться на одни лишь костыли. Так же они не считают составление правил по избежанию несчастных случаев в качестве достаточного "лечения" для хромого пациента. Наоборот, они считают использование костылей временной мерой, и, таким "образом, обращая внимание на внешние условия, делают все возможное для улучшения внутренних, помогая тем самым природе выполнить свою работу по исцелению. Некоторые из подобных мер (покой, массаж, прогревание) не взывают напрямую к разуму пациента, но направлены непосредственно на пораженные органы, их цель: расслабить, улучшить кровообращение и сохранить подвижность; другие являются образовательными и включают в себя обучение пациента согласованным действиям разума и тела. Таким обращением к психологическому фактору часто достигаются потрясающие результаты. Хороший врач, используя правильную методику, способен привести жертву несчастного случая или собственной неосторожности к полному восстановлению утраченных функций опорно-двигательной системы, а через восстановление функций - к восстановлению здоровья пострадавшего органа в целом. Но если такое возможно с искалеченными ногами, то почему подобный же подход нельзя применить и к заболевшим глазам?

На этот вопрос у традиционной науки нет никакого ответа, - считается как бы само собой разумеющимся, что глаза с нарушениями неизлечимы и не могут, несмотря на теснейшую связь с психикой, повторно обучаться нормальному функционированию. Эта логика, даже на первый взгляд, настолько абсурдна и не соответствует действительности, что непредвзятому человеку остается только поражаться, почему так послушно и слепо ей следуют. Тем не менее, сила привычки и авторитетов такова, что ей следуют все. За исключением тех, кому представился случай на своем опыте убедиться, насколько она неверна.

Мне довелось стать одним их них. Я имел возможность на себе испытать, что глаза не страдают от отсутствия vis medicatrix naturae, что смягчение или нейтрализация симптомов не является единственным способом лечения заболевших глаз, что можно вновь научиться зрению и восстановить его вплоть до нормального при соответствующей координации тела и разума, и что, наконец, улучшение функционирования ведет за собой и улучшение состояния поврежденного органа, Мой личный опыт подтвержден опытом многих других, кто прошел тот же процесс зрительного переобучения. Поэтому для меня не представляется более возможным принимать современную традиционную теорию с ее безнадежно пессимистичными практическими выводами.

МЕТОД ЗРИТЕЛЬНОГО ПЕРЕОБУЧЕНИЯ

Еще в первые годы нашего столетия д-р У. Г. Бейтс, нью-йоркский окулист, осознал, что не удовлетворен традиционными методами лечения глаз. Стремясь найти замену искусственным линзам, он попытался выяснить, а возможно ли вообще вернуть нарушенное зрение в нормальное состояние?

Итогом его работы с многочисленными пациентами стал вывод, что подавляющее большинство зрительных расстройств являются функциональными, а их причина коренится в ошибочных привычках использования. Он обнаружил, что эти привычки неизменно связаны с состоянием повышенного утомления и напряжения. Учитывая это, д-р Бейтс разработал соответствующую методику, позволяющую снимать напряжение,-у тех, кто не поленился овладеть ею, наблюдалось несомненное улучшение зрения, а ошибки рефракции приобретали тенденцию к самокорреции. Практикование техникОобучения служило созданию хороших зрительных привычек взамен дурным, и во многих случаях зрительная функция полностью и окончательно нормализовывалась.

Сейчас это уже хорошо устоявшийся принцип: улучшение функций влечет за собой и улучшение органического состояния сопряженных тканей. Глаз, как открыл д-р Бейтс, не является исключением из общего правила. Когда пациент научился снимать напряжение и приобрел надлежащие зрительные привычки, vis medicatrix naturae предоставляется шанс проявиться; в итоге, как правило, за улучшением функций следовало полное восстановление здоровья и органической целостности больного глаза.

Д-р Бейтс умер в 1931 году, но до самой своей смерти он продолжал совершенствовать методы улучшения зрительных функций. Используя и развивая их, его последователи и ученики успешно переобучают зрению множество горемык, страдающих зрительными расстройствами. Никому, кто знаком с этими случаями или сам прошел подобное переобучение, не придет в голову сомневаться, что есть, наконец-то, способ устранять не симптомы, а их физиологические и психологические причины!

И тем не менее, несмотря на давнишний срок, какой уже известна методика д-ра Бейтса, несмотря на количество и качество результатов, она все еще остается непризнанной ортодоксами. Эта странность я думаю, стоит того, чтобы в ней разобраться.

Причины ортодоксального неприятия

Прежде всего, сам факт, что метод не признан официально, служит своеобразным приглашением для всякого рода авантюристов, всегда готовых поживиться на человеческих страданиях. Есть несколько десятков, может быть, даже сотен разбросанных по всему миру, хорошо подготовленных и до конца добросовестных последователей д-ра Бейтса. Но есть, кроме них, и куда большее число шарлатанов и недоучек, знающих о системе методов чуть больше того, как она называется. И неудивительно. Поскольку методика Бейтса не является общепризнанной, всякий волен объявить себя ее знатоком, совершенно не опасаясь, что к нему применят стандартные требования по квалификации, какие применили бы к любому специалисту в любой другой области. Потенциально огромная клиентура, отчаянная нужда в помощи - и при этом никаких вопросов, касающихся знаний, рекомендаций и способностей! Это идеальные условия для шарлатанства, как не воспользоваться такой возможностью! Но разве проходимцы и самозванцы в той или иной науке небывалый случай? Разве их наличие чернит всех, кто работает в ней? Нет, второе отнюдь не вытекает из первого.

Но, увы, как ясно показывает история практически всех профессиональных групп, для ортодоксальной точки зрения второе всегда вытекает из первого. Это, кстати, одна из причин того, почему лечение по Бейтсу, не взирая на поразительные результаты, огульно и бескомпромиссно объявляется шарлатанством. Однако лекарство от него - не подавление изначально правильного метода, а правильное обучение методу и контроль специалистов.

Вторая причина неприятия этой методики может быть сформулирована в трех словах: привычки, авторитеты, корпоративность. Традиционное лечение глазных расстройств продолжается не одно столетие, доведено до совершенства и в своих пределах довольно успешно. Если же в определенных случаях надлежащих результатов не достигается, то это не вина науки или ее светил, а состояние, присущее природе вещей... Высочайшие медицинские авторитеты годами отстаивали эту позицию, а кто отважится задавать вопросы признанным авторитетам? Разумеется, не коллеги, связанные espri de corps, духом корпоративности, и пылко защищающие честь мундира.

Кроме того, производство оптического стекла и его сбыт весьма прибыльное дело, куда допускаются лишь те, кто прошел специальную подготовку или сделал крупные капиталовложения. Совершенно естественно, что эти привилегированные слои не принимают новшества, в особенности, предусматривающие отказ от очков. Но если бы даже методы Бейтса и признавались, вероятность того, что потребление оптического стекла значительно снизится, весьма мала. Зрительное переобучение требует определенного настроя мысли, времени и хлопот, а это как раз то, на что большинство современных мужчин и женщин согласия не дадут, если только жизнь не поставит их перед жесткой необходимостью. Да и те, кто пользуется вспомогательными зрительными средствами, никогда не отважатся расстаться с ними, даже если будут знать, что существует система тренировок, которая могла бы не только смягчить симптомы, но и избавить их от причин зрительного нарушения. И пока методы по исправлению зрения не преподаются в школах наряду с другими дисциплинами, торговцы оптикой могут не опасаться за свои доходы; человеческая лень и инерция гарантируют им сохранение по меньшей мере девяти десятых их нынешнего оборота.

Четвертая причина неприятия методов Бейтса имеет чисто эмпирическую природу. Окулисты и оптометристы заявляют, что им никогда не приходилось быть свидетелями феномена саморегуляции и самоисцеления, описанного Бейтсом. Естественно, делается вывод, что такого феномена просто не существует.

Да, согласимся, окулистам и оптометристам никогда не приходилось наблюдать упомянутые явления, но только потому, что не приходилось сталкиваться с теми, кто овладел методикой Бейтса. До тех пор, пока органы зрения используются в условиях психического и физического напряжения, vis medicatrix naturae не проявляет себя, следовательно, зрительные нарушения будут сохраняться и даже усугубляться.

Окулисты и оптометристы смогут наблюдать феномен саморегуляции и самоисцеления лишь тогда, когда научатся снимать напряжение у своих пациентов при помощи методики зрительного переобучения Бейтса. Этот феномен не может проявить себя в условиях, навязанных традиционной практикой, но из этого не следует, что он не проявится, когда условия будут изменены, и исцеляющие силы организма, более не сдерживаемые, начнут свободно действовать.

К этой эмпирической причине отрицания методики Бейтса необходимо добавить еще одну, на этот раз из области теории.

Работая окулистом, Бейтс поставил под сомнение ценность гипотезы Гельмгольца, который способность глаза к аккомодации 10 приписывает действию ресничного тела на хрусталике. Сталкиваясь с различными случаями нарушенного зрения, Бейтс наблюдал немало фактов, которые гипотеза Гельмгольца была бессильна объяснить, и после многочисленных экспериментов он пришел к выводу, что способность к аккомодации обеспечивает не хрусталик, а прямые мышцы глаза, и что фокусировка на близкие и отдаленные объекты осуществляется путем сокращения глазного яблока в целом.

Не мне судить, прав ли был Бейтс или нет, отвергая гипотезу Гельмгольца. Да меня это не слишком и волнует, ибо мой предмет - не анатомический механизм того или иного процесса, а метод исправления зрения, не зависящий от каких бы то ни было физиологических гипотез. А вот ортодоксы, признав, что теория аккомодации Бейтса неверна, сделали вывод, что неверна и его техника зрительного переобучения.

ЗРЕНИЕДокумент

Пробивается свет под ладони. Исправьте недостатки в положении ладоней, ... Олдоса Хаксли "Искусство зрения" , выпущенная в 1942 году вслед за тем, как ... . 72. Pascal J.O. On Aldous Huxley "s "The Art of Seeing" // Archives of Ophthalmology.- vol.26.- June ...

10 Страниц

2-3 Часов на чтение

34 тыс. Всего слов


Язык книги:
Размер: 93 Кб
сообщить о нарушении


Описание книги

Перед вами, читатель, весьма необычная книга. Ее написал человек, который в юности практически ослеп, и, когда казалось, что никакой надежды не то что на улучшение, но даже и на замедление ухудшения уже нет, ему повезло: он познакомился с оригинальной методикой доктора Бейтса, которая спасла его.

Речь идет о знаменитом писателе Олдосе Хаксли, авторе романа-антиутопии "О дивный новый мир". Он родился в 1894 году в Англии, его отец Леонард Хаксли был редактором журнала "Корнхилл", брат Джулиан – известным биологом и философом, а дед Томас Генри Хаксли (в русской транскрипции – Гексли) – знаменитым биологом. Другой его выдающийся предок – английский критик и эссеист Мэтью Арнольд.

Семейные традиции, конечно, повлияли на судьбу юного Хаксли. Несмотря на серьезное заболевание глаз, приведшее его к 16-ти годам почти полной потере зрения, он успешно закончил колледж в Итоне и получил степень бакалавра с отличием первого класса по английскому языку в одном из самых почетных заведений Оксфорда – Бэллиол-колледже.

В 1916 году вышла первая книга его стихов, за ней последовали еще две. В 1920 году был опубликован сборник рассказов "Лимбо". Через год печатается роман "Желтый Кром", и Хаксли добивается признания. Продуктивность его поразительна. Он публикует стихи, романы, рассказы, путевые очерки, исторические биографии, критические эссе о литературе, живописи, музыке.

Большую часть 20-х годов XX в. Хаксли прожил в Италии, но в 30-е переехал под Тулон, где написал роман "О дивный новый мир". В 1937 году перебирается он в Калифорнию полагая, что тамошний климат будет более благотворен для его больных глаз. Многие романы Олдоса Хаксли переведены на русский язык: "Желтый Кром" (1921), "Шутовской хоровод" (1923), "О дивный новый мир" (1932), "Обезьяна и сущность" (1948) и др. Однако некоторые произведения Хаксли до сих пор малоизвестны в России, и одно из них – «The Art of Seeing» ("Как исправить зрение") (1943). В этой книге Хаксли рассказывает о способах борьбы с различными пороками зрения. Все это испытывал он на себе – и в результате, можно без большого преувеличения сказать, прозрел.

Это не чудо и не мистика. В каждом человеке есть огромный запас сил и энергии для того, чтобы поддерживать и восстанавливать свое здоровье, надо лишь уметь мобилизовать этот внутренний запас. Совершенствуя методику д-ра Бейтса, Хаксли показывает, как без посторонней помощи можно восстановить утраченное зрение. Попутно же заставляет читателя задуматься о свойствах человеческой природы вообще.

Рекомендации Хаксли понятны и просты, и хотя эта его книга была впервые издана 60 лет назад, ее практическая ценность не уменьшилась и ее продолжают переиздавать во многих странах мира. Надеюсь, что знакомство с ней и следование ее рекомендациям принесет нуждающимся улучшение, облегчение, а в конечном итоге – и полное восстановление зрения. Могу свидетельствовать, что лично мне, страдающему уже лет 20 близорукостью, эта книга помогла. Впервые я смотрел телевизор без очков. Поначалу было довольно неприятное ощущение (где-то минут пять), но потом я начал видеть намного лучше, картинка стала ясной. То же самое произошло, когда я затем вышел без очков на улицу. Сперва был тот же дискомфорт, но минут через 5-7 зрение заметно улучшилось. Визит к офтальмологу несколько лет спустя показал, что произошло улучшение зрения на несколько единиц.

Конечно, кого-то может спасти только хирургическое вмешательство. Но и тогда методика Хаксли не будет лишней. Известны случаи, когда только она после хирургических операций помогла снять напряжение, что необходимо для выздоровления.

Поэтому не спешите надевать контактные линзы или очки, попробуйте сперва собственные силы. Быть может, это принесет Вам больше пользы.

И через восемнадцать месяцев, в течение которых я пребывал в состоянии, близком к слепоте (пришлось осваивать Брайля , а на прогулках послушно следовать за поводырем), один мой глаз был способен разглядеть только двухсотфутовую букву в таблице Снеллена , и то с расстояния лишь в десять футов, другой же едва отличал день от ночи.

Бедственность моего положения обуславливалась в основном помутнением роговицы; но были еще и гиперметропия , и астигматизм…

Первые несколько лет врачи рекомендовали мне использовать для чтения сильное увеличительное стекло. Затем на смену пришли очки. С их помощью удавалось разбирать семидесятифутовую строку (опять-таки с расстояния всего в десять футов!) и довольно сносно читать – при условии, что зрачки расширены атропином до такой степени, что на роговице вокруг помутненного центра образовывались своего рода чистые "окна". Разумеется, ценой этого было непомерное напряжение, и порой я чувствовал себя буквально выпотрошенным.

Все это продолжалось до 1939 года, когда я вдруг обнаружил, что и с мощнейшими очками читать все сложнее и утомительнее.

Сомнений не было: моя и без того ущербная способность видеть стремительно падает. И как раз, когда я с тревогой задумывался о том, какая жизнь меня ждет, если чтение станет недоступным, кто-то заговорил о зрительном переобучении. Выглядело оно довольно безобидно, внушало надежды, и я, которому нечего было терять, решился попробовать.

Через пару месяцев я уже читал без очков и, что еще удивительней, без напряжения и усталости. Более того, появились очевидные признаки, что помутнение роговицы, сопутствующее мне более двадцати пяти лет, начало проясняться. Сейчас мое зрение, пусть и далекое от нормального, практически в два раза острее, чем было тогда, когда я носил очки и еще ничего не знал о методиках исправления зрения; роговица очистилась настолько, что глаз, который с трудом различал, где свет, а где тьма, распознает десятифутовую строку с расстояния в один фут.

Это-то и подтолкнуло меня сесть за книгу; ее написанием я хочу вернуть долг и выразить признательность пионеру зрительного переобучения покойному доктору У. Г. Бейтсу и его последовательнице госпоже Маргарет Д. Корбетт, педагогическому таланту которой я обязан своим зрением.

Существуют и другие работы на тему зрительного переобучения; среди них прежде всего упомяну следующие: "Совершенное зрение без очков" д-ра Бейтса (Нью-Йорк, 1920), "Как улучшить ваши глаза" госпожи Корбетт (Лос-Анджелес, 1938) и "Улучшение зрения естественными методами" К. С. Прайса (Лондон, 1934). Каждая из них по-своему ценна; но ни в одной (по крайней мере, из прочитанных) я не встретил попытки соотнести методы зрительного переобучения с новейшими достижениями психологии и философии. Этот пробел я и собираюсь восполнить; моя задача состоит в том, чтобы продемонстрировать: эти методы есть ни что иное как практическое применение определенных теоретических принципов, полагаемых за истинные.

Могут спросить: а почему традиционные офтальмологи не применили на практике эти общепризнанные принципы? Ответ прост. С того момента, как офтальмология стала наукой, врачи обращали внимание лишь на физиологическую сторону сложного зрительного процесса. Они занимались глазами и забывали о разуме, использующем глаза, чтобы смотреть и видеть. Меня лечили люди, занимающие высочайшее положение в своей профессии; но ни один из них даже не обмолвился, что у зрения может быть и умственная сторона, или же, что существуют неправильные способы использования глаз и разума, – так же, как существуют и правильные. После проверки моих больных глаз, – надо признать, с мастерством и виртуозностью, они прописывали мне искусственные линзы и отпускали. Использовал ли я свой разум и глаза в очках хорошо или плохо, было для них совсем несущественным. Для д-ра Бейтса же, напротив, такие вопросы и ответы на них отнюдь были небезразличны, и он за долгие годы экспериментов и клинической практики разработал свою собственную методику зрительном переобучения. То, что эта методика правильна, доказано ее действенностью.

Пример со мною ни в коей мере не уникален; тысячи других таких же страдальцев извлекли пользу, следуя простым правилам улучшения зрения, которым мы обязаны д-ру Бейтсу и его последователям. Сделать эти правила и способы широко известными – конечная цель данной книги.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

МЕДИЦИНА И НАРУШЕННОЕ ЗРЕНИЕ

Medicus curat, natura sanat – врач лечит, природа излечивает… Этот старый афоризм прекрасно определяет возможности медицины и ее задачу: обеспечить страдающему организму такие условия, чтобы раскрылись его собственные саморегулирующие и восстанавливающие силы. Не будь vis medicatrix naturae, природных исцеляющих сил, медицина была бы беспомощной, и любое, даже небольшое расстройство, сразу же убивало или приводило к хроническому заболеванию.

Когда условия благоприятны, страдающий организм стремится избавиться от недуга при помощи присущих ему сил самоисцеления. Если избавления не происходит, это означает, что либо случай безнадежный, либо неблагоприятны условия, т. е., иными словами, применяемое медициной лечение не достигает той цели, которую призвано достичь адекватное лечение.

Обычное лечение нарушенного зрения

В свете этих основных принципов давайте проанализируем, как современная медицина лечит нарушения зрения. В подавляющем большинстве единственным способом лечения признается подбор искусственных линз, предназначенных для коррекции конкретной ошибки рефракции , которая рассматривается как ответственная за нарушение. Medicus curat; и чаще всего пациент вознаграждается немедленным улучшением зрения. А как, между прочим, насчет природы и ее исцеляющего действия? Устраняют ли стекла причину нарушенного зрения? Получают ли органы зрения возможность к восстановлению нормального функционирования? Ответ на эти вопросы один: НЕТ. Искусственные линзы нейтрализуют симптомы, но не устраняют причины нарушений. Более того, глаза, снабженные этими приспособлениями, приобретают тенденцию к прогрессивно возрастающему ослаблению и требуют все более и более сильных линз для нейтрализации обнаруженных симптомов. Словом, medicus curat, natura non sanat . И тут приходится выбирать одно из двух: либо нарушения зрительных органов неизлечимы в принципе и могут быть только смягчены механическими средствами, либо неверна сама современная методика лечения.

Традиционная офтальмология делает выбор в пользу первого, абсолютно пессимистического положения, и настаивает на том, что механическая нейтрализация симптомов является единственным способом лечения. (Я не имею в виду особые случаи, когда требуется незамедлительное хирургическое вмешательство, я говорю лишь о тех широко распространенных нарушениях, которые в настоящее время лечатся искусственными линзами).

Исцеление или смягчение симптомов?

Перед вами, читатель, весьма необычная книга. Ее написал человек, который в юности практически ослеп, и, когда казалось, что никакой надежды не то что на улучшение, но даже и на замедление ухудшения уже нет, ему повезло: он познакомился с оригинальной методикой доктора Бейтса, которая спасла его.

Речь идет о знаменитом писателе Олдосе Хаксли, авторе романа-антиутопии "О дивный новый мир". Он родился в 1894 году в Англии, его отец Леонард Хаксли был редактором журнала "Корнхилл", брат Джулиан – известным биологом и философом, а дед Томас Генри Хаксли (в русской транскрипции – Гексли) – знаменитым биологом. Другой его выдающийся предок – английский критик и эссеист Мэтью Арнольд.

Семейные традиции, конечно, повлияли на судьбу юного Хаксли. Несмотря на серьезное заболевание глаз, приведшее его к 16-ти годам почти полной потере зрения, он успешно закончил колледж в Итоне и получил степень бакалавра с отличием первого класса по английскому языку в одном из самых почетных заведений Оксфорда – Бэллиол-колледже.

В 1916 году вышла первая книга его стихов, за ней последовали еще две. В 1920 году был опубликован сборник рассказов "Лимбо". Через год печатается роман "Желтый Кром", и Хаксли добивается признания. Продуктивность его поразительна. Он публикует стихи, романы, рассказы, путевые очерки, исторические биографии, критические эссе о литературе, живописи, музыке.

Большую часть 20-х годов XX в. Хаксли прожил в Италии, но в 30-е переехал под Тулон, где написал роман "О дивный новый мир". В 1937 году перебирается он в Калифорнию полагая, что тамошний климат будет более благотворен для его больных глаз. Многие романы Олдоса Хаксли переведены на русский язык: "Желтый Кром" (1921), "Шутовской хоровод" (1923), "О дивный новый мир" (1932), "Обезьяна и сущность" (1948) и др. Однако некоторые произведения Хаксли до сих пор малоизвестны в России, и одно из них – «The Art of Seeing» ("Как исправить зрение") (1943). В этой книге Хаксли рассказывает о способах борьбы с различными пороками зрения. Все это испытывал он на себе – и в результате, можно без большого преувеличения сказать, прозрел.

Это не чудо и не мистика. В каждом человеке есть огромный запас сил и энергии для того, чтобы поддерживать и восстанавливать свое здоровье, надо лишь уметь мобилизовать этот внутренний запас. Совершенствуя методику д-ра Бейтса, Хаксли показывает, как без посторонней помощи можно восстановить утраченное зрение. Попутно же заставляет читателя задуматься о свойствах человеческой природы вообще.

Рекомендации Хаксли понятны и просты, и хотя эта его книга была впервые издана 60 лет назад, ее практическая ценность не уменьшилась и ее продолжают переиздавать во многих странах мира. Надеюсь, что знакомство с ней и следование ее рекомендациям принесет нуждающимся улучшение, облегчение, а в конечном итоге – и полное восстановление зрения. Могу свидетельствовать, что лично мне, страдающему уже лет 20 близорукостью, эта книга помогла. Впервые я смотрел телевизор без очков. Поначалу было довольно неприятное ощущение (где-то минут пять), но потом я начал видеть намного лучше, картинка стала ясной. То же самое произошло, когда я затем вышел без очков на улицу. Сперва был тот же дискомфорт, но минут через 5-7 зрение заметно улучшилось. Визит к офтальмологу несколько лет спустя показал, что произошло улучшение зрения на несколько единиц.

Конечно, кого-то может спасти только хирургическое вмешательство. Но и тогда методика Хаксли не будет лишней. Известны случаи, когда только она после хирургических операций помогла снять напряжение, что необходимо для выздоровления.

Поэтому не спешите надевать контактные линзы или очки, попробуйте сперва собственные силы. Быть может, это принесет Вам больше пользы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Маффины на молоке без масла
Как приготовить гуся на Новый год Как приготовить гуся на новый
Необходимость молитвы перед едой