Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Я увидел лицо его – лицо ангела. О жизни схиархимандрита виталия

Об исполнении Заповедей Божиих

Надо раздавать, а мы приобретаем, надо слушать, а мы ропщем, надо отсекать волю, а мы ею живем, надо возненавидеть сей мир и все его утехи, а мы его любим – и в итоге мы идем наперекор заповедям Божиим. И тогда везде тяжело.

Поминая смерть, суд, ад, мы приходим в Божий страх, а страх как уздой удерживает на пути заповедей Божиих.


О спасении

«На первом месте у человека должно стоять спасение души», – учил Батюшка. Одна его духовная дочь после длительного плавания поехала домой, а не к Батюшке. На что он сразу написал ей письмо, в котором указывал, что надо спешить туда, где «можно услышать слово спасения. Отец Андроник из ссылки не домой пошел, а прямо в Дом Спасения * Схиархимандрит Андроник (Лукаш) в 1939 году был сослан на Колыму. После освобождения в 1948 году он сразу приехал в Глинскую пустынь. . Надо отсекать свою волю».

Легкий путь спасения – это не осуждать никого, – и Господь не осудит.


О терпении

Лучше потерпеть боли и очиститься от греха, нежели быть здравым и быть обреченным на муки огня.

Если благодати нет, то человек не может сам по себе терпеть.

Одна духовная дочь старца вспоминает: «Я прожила с неверующим супругом, богохульником, 23 года. Много раз думала разойтись, а отец Виталий не благословлял. Он говорил: «Кто терпит свой крест до конца, тому венец готовится, а награда на Небесах такая от Бога, что человек даже не может себе представить»».


Об Иисусовой молитве

Надо не помыслы принимать, а молитву совершать.

Молитву творите во всякое время и положении – вот будет Вам моление, бдение, чтение и благодарение.

Творите молитву – она все восполнит.

Всегда надо читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Сидишь, кушаешь, беседуешь, идешь, стираешь, стряпаешь, моешь, копаешь, носишь – всегда надо читать Иисусову молитву. Тогда не будет тоски. Говоря так, и Господа радуем, живых и почивших, и свою душу обогащаем, и в рай вселяемся о Христе Бозе.

Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай – и получишь спасение.

Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое.

Когда будешь безпрестанно творить молитву, будет благо, а ежели не радостно, так потому, что не творим молитву.

Во время тоски и других изменений надо безпрестанно творить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас грешных». Отец Андроник говорил: «Кто молитву не читает, тот тоской заболевает, с нею и уныние приходит – и тако себя отягощает».

Хотя бы ты находился в смятении ума, когда он бывает увлечен чем-нибудь, и тогда не оставляй молитвы Иисусовой.

Эта молитва избавит от печати антихриста, испросит прошение грехов, украсит добродетелями и с Богом соединит.

Люби Иисусову молитву, а она тебя оденет, яко ризою, добродетелями, поведет путем спасения, ободрит, обвеселит и жребий спасения со избранными дарует.

С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство.

Отец Виталий говорил, что к молитве надо относиться с большим рассуждением, дабы не впасть в прелесть. В письме к одному архимандриту он так отвечал на его вопрос: «Почему Отцы не велят заниматься Иисусовой молитвой? Это в области сердца. Кто прежде времени берется за сей подвиг, а не стяжал молчания, терпения, отсечения своеволия, и емлется за великий подвиг, оттого бывает прелесть. Поэтому Отцы, остерегая от сего дела, строго говорят не входить в сие делание прежде времени» * Здесь отец Виталий говорит о третьей степени Иисусовой молитвы – об умно-сердечной, к которой Святые Отцы не рекомендовали приступать без опытного духовного руководства. .

Мы горды, потому и молитвы Иисусовой нет.

За гордость молитва не дается. Молитва с гордостью не принимается Богом.

Раз есть тщеславие исполнением правила, много не бери, а тяни четки с Иисусовой молитвой, не считая, но только смиренно и со вниманием.


О молитвенном правиле

Батюшка учил не скорбеть и не унывать, если не успеваешь вычитать утреннее правило, а неустанно читать в течение дня Иисусову молитву, 150 раз «Богородице Дево, радуйся» и Пяточисленные молитвы. Он говорил, что Иисусовой молитвой можно заменить все правило, а кто каждый день читает 150 раз «Богородице Дево, радуйся», того Матерь Божия спасет.

Если после молитвы попьешь чаю или покушаешь, заново надо читать молитвы на сон грядущим.

Всегда читайте «Богородице Дево, радуйся» по 150 раз с поклонами – и Матерь Божия совершит спасение.

Батюшка советовал утром, выходя из дома, прочитать 26, 50 и 90 псалмы, а между ними, в начале и в конце по одной молитве «Богородице Дево, радуйся». После этого, он говорил, если рядом разорвется снаряд или пролетит пуля, или случится пожар – никакая беда тебя не коснется.

Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости.

Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи. Слава Тебе, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Господи, защити мя. Господи, буди врач души и телу. Господи, научи мя творити волю Твою». Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай – они не Божии.

При крайнем затруднении к прочтению правила ко Причащению позволял прочитать 5 четок Иисусовых молитв.

Требовал молиться за всех, но при крайней занятости позволял даже так: «Благослови, Господи, всех здравием и помяни всех усопших во Царствии Твоем. – Вот и помолились, тогда не будете унывать».


О церковной молитве

Отвечая духовным чадам о важности частого посещения Церкви, отец Виталий говорил: «Домашняя молитва за несколько дней не заменит одного «Господи помилуй!» и поклона, сделанного в Церкви».

«Внимайте, как вы креститесь: махаете, как мух гоняете», – предупреждал он своих чад, обращая внимание на то, что перенося руку с плеча на плечо нужно делать прямую линию, а не гнутую дугу.

Батюшка считал важным совершать крестное знамение и поклоны не самочинно, а в согласии с церковным уставом, который должен знать каждый православный христианин.


В Страстную Пятницу Батюшка совсем не разговаривал. Так он почитал день страданий Спасителя.

Учил всю Страстную седмицу ходить в храм, суетой не заниматься, только приготовить пищу разрешал. Он говорил, что днями Страстной седмицы освящаются дни всего года. Великим Понедельником освящаются понедельники всего года, Великим Вторником – все вторники года и т.д.


О христианских добродетелях

Терпение, благодарение, молитвенный труд – все недоумения, препятствия и скорби сотрут, и в тихое пристанище приведут...

Будете любить – ни тоски, ни уныния не будет.

Господь учит нас быть подобно детям, не осуждать, не обижаться, всех любить, терпеть, благодарить, на промысел Божий возлагаться.

Никогда не должно падать духом, а всегда уповать на помощь Божию и на милость Его.

Знайте, что за послушание Господь подаст терпение, великую милость и спасение.

Смиряйтесь, терпите, любите. Любовь будет – и стены разойдутся.

Любовь – единственное, что надо стяжать.

Учил со всеми жить в мире, говорил: «Лучше пусть дело разорится, чем нарушать мир».


О неосуждении

В письмах Батюшка постоянно повторял, чтобы никого не осуждали, ибо от сего греха «благодать уходит, а тогда – тоска, уныние, леность, ожирение, похоти, алчность, жадность, шутки, многословие находят, а также нетерпение, неделание ничего доброго».

Чтобы научиться любить, надо молиться так: «Господи, благослови всех, кого я осудил (имена), и их святыми молитвами и мя, окаянного, помилуй». – С этой молитвой 12 поясных поклонов. Так учил нас отец Серафим * Духовник Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Романцов). , и мы все ежедневно сие совершаем.

Когда не можешь отстать от осуждения, тогда надо совершать 150 раз «Богородице Дево, радуйся», – и Матерь Божия поможет никого не осуждать.

Одна духовная дочь отца Виталия вспоминает: «Как-то Батюшка на ходу, как бы между делом, сказал: «Лучше бы вы объелись, чем осудили человека»».

Одна из его духовных чад поехала в Сочи. В храме она соблазнилась тем, что на престоле не горели свечи и сокращают службу, и не стала причащаться. На это Батюшка ответил: «Причащаться надо, и надо самому гореть свечой. За то, что привыкли осуждать, покоя нигде не находят люди».

«Осуждай себя каждый человек... Все грехи нас борют потому, что мы горды».

При злопамятности, когда зло внутри гнездится, тогда скажи себе: «Бог – Любовь, а я не люблю, значит меня Бог отринет!» – и сим помыслом выгонишь злопамятство.

Не осуждай, люби, себя вини, всех за Ангелов считай – и будут слезы.

Батюшка приучил в общении с людьми постоянно думать: «Все как Ангелы, а я хуже всех».


Об отношении к обидчикам

Если кто на тебя обижен или недоволен, ты за него поклончики положи, а то и гостинчик пошли.


О нестяжании и милостыне

Нищим всегда помогай. Хоть копеечку подай, если больше нет – и она возносится на Небо.

Старайтесь все раздавать, оставьте только самое необходимое – тогда отрада будет на душе.

Говорю: все надо раздавать, но не слушают. Всего имею аки склад – вот мне и ад.


Дом освятите непременно. Где человек живет – там и обитель святая.

Ежедневно кропите квартиру святой водой.

Нельзя говорить, что в доме грязно. Бог все сотворил чисто и свято.

Берите икону Божией Матери утром и вечером, и все четыре стороны крестите, читая «Богородице Дево, радуйся». И придет помощь от Господа.


Об отношении к родителям

Приехала одна женщина к Батюшке, целует ему руки. А он ей говорит: «Тебе легко мне целовать руки, а ты дома матери целуешь руки?»

– Значит, твоя любовь лицемерная.


Часто спрашивал тех, кто к нему приходил: «Как ты с матерью обращаешься? Берешь ли у нее благословение?» И учил брать у родителей благословение, целовать у них руки, слушаться, смиряться перед ними.

Дочь после размолвки с родителями умерла без примирения. Матери часто снился ее гроб, стоящий в доме. Тогда отец Виталий дал такой совет: пойти на могилку и сказать: «Прощаю от всех руганий, проклятий и обид, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», – крестя при этом могилу. После того, как это было исполнено, такие сновидения прекратились.

И в письмах Батюшка постоянно учил почитать родителей: «Маму простите, и если она жива, пойдите к ней и просите прощения, а если не жива, пойдите на могилку, поклонитесь до земли и скажите: «Мама, прости меня во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». И сами скажите: «Прощаю, мама, Вас, когда ругала или кляла. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Перекрести могилку, поцелуй землю».

Люби маму, ежедневно бери у нее благословение.

Непокой от неповиновения родителю. Всегда берите у папы благословение и целуйте руку.

Любите детей, всех благословляйте, не укоряйте, а ласково обращайтесь. Ласковое слово, аки вода: вода мягкая, а камень пробивает.


О пристрастии к земному

Не ищи вкусной, сладкой, жирной пищи. Надо всем пользоваться так, чтобы была сила на труды, а прочее не во спасение.

Чтобы победить врага, надо победить свое тело, себя победить. А мы, то и дело, даем себе поблажку – то переели, то переспали. А надо помнить: переел – капкан, переспал – капкан. У нас ни у кого нет решимости.

Когда получаем телесные удовольствия, прогоняем благодать. Например, если спим в мягкой постели.

Отец Виталий учил, что всякое пристрастие к земному удаляет от нас благодать Божию.

Одна раба Божия покрасила дома балкон, приехала к Батюшке и говорит:

– Отец Виталий! У меня теперь такой красивый балкон, сижу – не налюбуюсь.

– Правильно. Благодать прогнала и сидит любуется.

Одна женщина пришла к отцу Виталию и говорит:

– Отче, я ни в чем не согрешила, но молитва ушла от меня. Чувствую какую-то сухость, как будто благодать ушла.

– А что ты сделала? Чем дома занималась?

– Уборкой. Стирала занавески, покрахмалила, погладила.

– Вот тебе и благодать ушла.

Особо выделяя дни больших церковных праздников, отец Виталий строго запрещал в эти дни заниматься уборкой, стиркой и другими делами. Он говорил: «Все, что сделано в праздник, придется исправлять в будни».

Батюшка учил во время повседневных дел и забот не оставлять в уме Господа: «Что ни делаете, помышляйте, наблюдая за сердцем, что все делаете Господеви. Вот и пойдут дела Ваши во славу Божию. И Иисусову молитву творите – и будет двойное дело: и молитва, и труд и тако всегда с Господем будете».

– удивительнейшего подвижника XX века, одного из плеяды Глинских старцев, хранивших духовные традиции пустыни и передавших их многочисленным духовным чадам. «На первом месте у человека должно стоять спасение души», – учил отец Виталий. Вся его жизнь строилась по этому правилу.

Митрополит Самтависский и Горийский Андрей

«Филиал Глинской пустыни»

«Спасись, и возле тебя спасутся тысячи», – сказал некогда один из великих русских святых. Именно такова была жизнь угодников Божиих. Спасая свои души, они многих спасали вокруг себя. Благодать, обитавшая в них, была как глоток воздуха. Множество людей шли к старцам, и все получали назидание, подкрепление и вразумление.

Всего несколько десятилетий назад христианство было на грани исчезновения. Почти не было открытых храмов, священников, монашествующих… Однако уничтожению Церкви Христовой не суждено было случиться. Благовестие о Царстве Божием распространялось благодаря старцам, деятельно исполнявшим слова Спасителя Своим ученикам: «Идите, научите все народы» (Мф. 28: 19). Осуществляли они эту заповедь, уча в первую очередь примером своей святой и богоугодной жизни.

У истоков духовного возрождения встали несколько русских монахов-изгнанников, претерпевших тюрьмы, ссылки и лагеря. Все они собрались вокруг митрополита Зиновия, который, пройдя школу монашества и послушания старцу в Глинской пустыни, претерпев пятилетнюю ссылку и периоды скитания в горах Кавказа, по Промыслу Божию прибыл в Грузию, где и получил все высшие церковные награды вплоть до митрополитства. Именно вокруг владыки Зиновия и его храма во имя святого благоверного князя Александра Невского собралось и большинство других подвижников Глинской пустыни, в числе которых и был схиархимандрит Виталий. Этих аскетов можно назвать живыми «иконами», «образами. Будучи учениками дореволюционных старцев Глинской пустыни, они сами посредством индивидуального аскетического делания воплотили христианские добродетели в своей жизни и, стяжав благодатные дары Святого Духа, сами стали старцами и духовными наставниками для многих. Именно такая передача живого опыта Церкви является Преданием, немыслимым без учительства и ученичества. Апостол Павел пишет: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16).

Приход митрополита Зиновия в Тбилиси называли «филиалом Глинской пустыни», поскольку на его территории жили и сам владыка, и старец Андроник (Лукаш); регулярно до начала болезни приезжал в Тбилиси схиархимандрит Серафим (Романцов), который после второго закрытия Глинской пустыни в 1961 году переехал в Сухуми, где служил в кафедральном соборе. Практически ежедневно бывал у владыки живший неподалеку схиархимандрит Виталий (Сидоренко), в Глинской пустыни подвизавшийся в период ее открытия в 1950–1960-е годы.

Принеси Богу юность твою, вземши иго Его.
Плач. 3: 27

Однажды его решила навестить мать. Узнав, где он живет, она приехала в Сухуми. Рассказывают, что, когда ее вели к нему в келью, она всю дорогу вздыхала: «Ох, куда же ты забрался! Ох, куда же ты залез – в какую глушь!» .

Здесь, на Кавказе, она приобщилась к вере и уже начала жить как верующая. Так через сына обратилась к вере и мать. Преставилась она схимонахиней Андроникой, приняв по благословению старца Андроника великую схиму.

Молитвенное усердие

Храм был наполнен душами поминаемых людей: они как живые и как присутствовавшие физически стояли там

Однажды, как это часто бывало, отец Виталий и отец Андроник всю ночь совершали проскомидию: записок, присланных православными, было очень много. «В храме никого не было, кроме отца Виталия и отца Андроника, – рассказывал потом архимандрит Адам, – но был один сторож, дядя Иван. Это случилось в Александро-Невском храме. И он просыпается посреди ночи, встает и видит, что храм полон народу: яблоку негде упасть, столько людей. И думает: “Как же так я проспал? И мало, что я проспал, а кто же им открыл дверь?” И вот в растерянности он стоит, слышит пение; люди в храме; зажжены свечи, лампадки… и он вдруг видит, что на проскомидии стоят отец Виталий и отец Андроник. Он бегом к ним и говорит: “Отец Андроник, простите меня, благословите, столько народу, а я, окаянный, только проснулся. Ведь проспал всё”. Отец Андроник говорит: “Иван, не волнуйся, еще только половина четвертого, ты еще можешь выспаться”. – “А откуда эти люди?” Он ничего не ответил. Это храм был наполнен душами тех людей, которых они поминали. Они как живые и как присутствовавшие физически стояли. Этот простой человек был удостоен этого видения, чтобы знать, что такое поминать в церкви человека» .

Внешность схиархимандрита Виталия была очень благообразной. Никогда не было в нем уныния и недовольства, наоборот, его бодрость, живая вера в жизнь вечную и стремление к этой жизни передавались окружающим.

Последние годы своей жизни отец Виталий провел в Тбилиси. Множество людей со всех уголков страны ехало к нему за утешением и советом. И ни один человек не уходил неутешенным. Каждому батюшка служил, как Самому Христу.

Выдержки из поучений схиархимандрита Виталия (Сидоренко). О терпении. Лучше потерпеть боли и очиститься от греха, нежели быть здравым и быть обреченным на муки огня. Если благодати нет, то человек не может сам по себе терпеть. Об Иисусовой молитве Надо не помыслы принимать, а молитву совершать. Молитву творите во всякое время и положении - вот будет Вам моление, бдение, чтение и благодарение. Творите молитву - она все восполнит. Всегда надо читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Сидишь, кушаешь, беседуешь, идешь, стираешь, стряпаешь, моешь, копаешь, носишь - всегда надо читать Иисусову молитву. Тогда не будет тоски. Говоря так, и Господа радуем, живых и почивших, и свою душу обогащаем, и в рай вселяемся о Христе Бозе. Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай - и получишь спасение. Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое. Когда будешь безпрестанно творить молитву, будет благо, а ежели не радостно, так потому, что не творим молитву. Во время тоски и других изменений надо безпрестанно творить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицей помилуй нас грешных». Отец Андроник говорил: «Кто молитву не читает, тот тоской заболевает, с нею и уныние приходит - и тако себя отягощает». Хотя бы ты находился в смятении ума, когда он бывает увлечен чем-нибудь, и тогда не оставляй молитвы Иисусовой. Эта молитва избавит от печати антихриста, простит грехи, украсит добродетелями и с Богом соединит. Люби Иисусову молитву, а она тебя оденет, яко ризою, добродетелями, поведет путем спасения, ободрит, обвеселит и жребий спасения со избранными дарует. С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство. Отец Виталий говорил, что к молитве надо относиться с большим рассуждением, дабы не впасть в прелесть. В письме к одному архимандриту он так отвечал на его вопрос: «Почему Отцы не велят заниматься Иисусовой молитвой? Это в области сердца. Кто прежде времени берется за сей подвиг, а не стяжал молчания, терпения, отсечения своеволия, и берется за великий подвиг, оттого бывает прелесть. Поэтому Отцы, остерегая от сего дела, строго говорят не входить в сие делание прежде времени»* (здесь отец Виталий говорит о третьей степени Иисусовой молитвы - об умно-сердечной, к которой Святые Отцы не рекомендовали приступать без опытного духовного руководства). Мы горды, потому и молитвы Иисусовой нет. За гордость молитва не дается. Молитва с гордостью не принимается Богом. О молитвенном правиле Батюшка учил не скорбеть и не унывать, если не успеваешь вычитать утреннее правило, а неустанно читать в течение дня Иисусову молитву, 150 раз «Богородице Дево, радуйся» и Пяточисленные молитвы. Он говорил, что Иисусовой молитвой можно заменить все правило, а кто каждый день читает 150 раз «Богородице Дево, радуйся», того Матерь Божия спасет. Если после молитвы попьешь чаю или покушаешь, заново надо читать молитву на сон грядущим. Всегда читайте «Богородице Дево, радуйся» по 150 раз с поклонами - и Матерь Божия совершит спасение. Батюшка советовал утром, выходя из дома, прочитать 26, 50 и 90 псалмы, а между ними, в начале и в конце по одной молитве «Богородице Дево, радуйся». После этого, он говорил, если рядом разорвется снаряд или пуля, или случится пожар - никакая беда тебя не коснется. Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости. Раз есть тщеславие исполнением правила, много не бери, а тяни четки с Иисусовой молитвой, не считая, но только смиренно и со вниманием. Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи. Слава Тебе, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Господи, защити мя. Господи, буди врач души и телу. Господи, научи мя творити волю Твою». Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай - они не Божии. При крайнем затруднении к прочтению правила ко Причащению позволял прочитать 5 четок Иисусовых молитв. Требовал молиться за всех, но при крайней занятости позволял даже так: «Благослови, Господи, всех здравием и помяни всех усопших во Царствии Твоем. - Вот и помолились, тогда не будете унывать». О церковной молитве Отвечая духовным чадам о важности частого посещения Церкви, отец Виталий говорил: «Домашняя молитва за несколько дней не заменит одного «Господи помилуй» и поклона, сделанного в Церкви». Внимайте, как вы креститесь: махаете, как мух гоняете», - предупреждал он своих чад, обращая внимание на то, что перенося руку с плеча на плечо нужно делать прямую линию, а не гнутую дугу. Батюшка считал важным совершать крестное знамение и поклоны не самочинно, а в согласии с церковным уставом, который должен знать каждый православный христианин. О христианских добродетелях Терпение, благодарение, молитвенный труд - все недоумения, препятствия и скорби сотрут, и в тихое пристанище приведут... Будете любить - ни тоски, ни уныния не будет. Господь учить нас быть подобно детям, не осуждать, не обижаться, всех любить, терпеть, благодарить, на промысел Божий возлагаться. Никогда не должно падать духом, а всегда уповать на помощь Божию и на милость Его. Знайте, что за послушание Господь подаст терпение, великую милость и спасение. Смиряйтесь, терпите, любите. Любовь будет - и стены разойдутся. Любовь - единственное, что надо стяжать. Учил со всеми жить в мире, говорил: «Лучше пусть дело разорится, чем нарушать мир». О неосуждении В письмах Батюшка постоянно повторял, чтобы никого не осуждали, ибо от сего греха «благодать уходит, а тогда - тоска, уныние, леность, ожирение, похоти, алчность, жадность, шутки, многословие находят, а также нетерпение, неделание ничего доброго». Чтобы научиться любить, надо молиться так: «Господи, благослови всех, кого я осудил (имена), и их святыми молитвами и мя, окаянного, помилуй». - С этой молитвой 12 поясных поклонов. Так учил нас отец Серафим* (духовник Глинской пустыни схиархимандрит Серафим Романцов), и мы все ежедневно сие совершаем. Когда не можешь отстать от осуждения, тогда надо совершать 150 раз «Богородице Дево, радуйся», - и Матерь Божия поможет никого не осуждать. Одна духовная дочь отца Виталия вспоминает: «Как-то Батюшка на ходу, как бы между делом, сказал: "Лучше бы вы объелись, чем осудили человека"». Одна из его духовных чад поехала в Сочи. В храме она соблазнилась тем, что на престоле не горели свечи и сокращают службу, и не стала причащаться. На это Батюшка ответил: «Причащаться надо, и надо самому гореть свечой. За то, что привыкли осуждать, покоя нигде не находят люди. Осуждай себя каждый человек... Все грехи нас борют потому, что мы горды». При злопамятности, когда зло внутри гнездится, тогда скажи себе: «Бог - Любовь, а я не люблю, значит меня Бог отринет!» - И сим помыслом выгонишь злопамятство. Не осуждай, люби, себя вини, всех за Ангелов считай - и будут слезы. Батюшка приучал в общении с людьми постоянно думать: «Все как Ангелы, а я хуже всех». Об отношении к обидчикам Если кто на тебя обижен или недоволен, ты за него поклончики положи, а то и гостинчик пошли. О нестяжании и милостыне Нищим всегда помогай. Хоть копеечку подай, если больше нет - и она возносится на Небо. Старайтесь все раздавать, оставьте только самое необходимое - тогда отрада будет на душе. Говорю: все надо раздавать, но не слушают. Всего имею аки склад - вот мне и ад. О жилище Дом освятите непременно. Где человек живет - там и обитель святая. Ежедневно кропите квартиру святой водой. Нельзя говорить, что в доме грязно. Бог все сотворил чисто и свято. Берите икону Божией Матери утром и вечером, и все четыре стороны крестите, читая «Богородице Дево, радуйся». И придет помощь от Господа.

1 декабря – день кончины , удивительного подвижника, прозорливого старца, молитвенника и утешителя страждущих. Наследник духовной традиции , батюшка Виталий учил духовных чад покаянию и любви: «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами». Сам отец Виталий был бездонным кладезем любви и сострадания. С 1960-х годов старец подвизался в Грузии, здесь и окончил свои земные дни в 1992 году. За советом, утешением, помощью к старцу приходят, приезжают, как и прежде, – у его могилы всегда люди: молятся, плачут, ведут безмолвную беседу с подвижником… А те, кто сподобился лично знать батюшку, хранят в сердце его наставления и уроки и делятся ими с другими.

Приехав первый раз в Тбилиси, я весь день бродила по улицам старого города, поклоняясь его святыням. Гора Мтацминда – храм и пещерка преподобного Давида Гареджийского, Сионский собор – крест , храм Анчисхати VI века, храм Креста, храм Иоанна Богослова, Синий монастырь… Жарко. Но всё-таки надо дойти до русского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского и поклониться могилкам известных и любимых мною глинских старцев – схиархимандрита Виталия (Сидоренко) и митрополита Зиновия (Мажуги), недавно канонизированного Украинской Церковью. Последний совершал постриг в монашество нынешнего Грузинского Патриарха Илии II. С 1950 до 1982 года он был настоятелем этого храма, который называли «филиалом Глинской пустыни».

Храм святого Александра Невского находится недалеко от станции метро «Марджанишвили». Русский храм стоит на углу деловой улочки, и уже издалека голубые луковки с крестами радуют глаз. В церкви хранятся частицы мощей Марии Магдалины, святой Нины, святителя Николая, преподобного Шио Мгвимского, одного из сирийских отцов, другие святыни.

Честные останки покоятся в левом, Никольском приделе. На высокой темно-серой гробнице сделаны две надписи:

«Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» и «Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Тетрицкаройский, в схиме Серафим». Над надгробием в нише стены вставлена под стеклянную дверцу его келейная икона – копия Глинской чудотворной иконы Рождества Богородицы.

Задерживаюсь перед привлекшим внимание образом Александра Невского. Властный, мужественный, очень выразительный лик, чеканка. Не удержавшись, интересуюсь, кто написал икону. То, что слышу в ответ, потрясает: «Грузинский Патриарх».

Схиархимандрит Виталий

Святые, как солнце, светят на правых и неправых, а уж тем более – на несчастных.
Наталья Трауберг. Из интервью

Много лет работает здесь душевная доброжелательная женщина по имени Вера. Сухощавая и высокая, очень собранная, порой строгая, но вся горящая ревностной любовью к своему храму. Она поведала, что у них служат семь священников, здесь же живет схиигумения Елисавета, которая отдает храму много времени и сил. Она приехала из России в Грузию еще в 1975 году. В монашество постригал ее сам отец Виталий. На игуменство матушку благословил в свое время Святейший Патриарх. Она в постоянных хлопотах. Вера как-то особенно радостно сообщила, что два года назад в церкви провели отопление – нашелся благотворитель.

– А как же вы тут были зимой без отопления? Холодно ведь.

– Да, мерзли немножко. А что поделаешь? Но зато теперь – благодать.

Верно: всё познается в сравнении.

Подарив Вере иконки нашего храма, я пошла на могилку к отцу Виталию. Сидя на лавочке, наблюдала за непрерывным потоком подходящих людей. В основном это были женщины. Все сосредоточенно молились, ставили свечи. Подолгу стояли на коленях. Некоторые ставили пакеты с фруктами, конфетами, продуктами.

Одну пожилую женщину, присевшую рядом со мной, я спросила:

– Вы знали батюшку при жизни?

– Нет, не знала. Но я часто прихожу к нему, он нам реально помогает, я уже много лет обращаюсь к нему. Вот и сейчас у нас есть сложности. Пришла и всё ему рассказала. Он – покровитель моей семьи.

Интересно. Я вспомнила, как, прочитав книгу «Житие схиархимандрита Виталия», выпущенную Новоспасским монастырем в 2004 году, сразу же стала молиться батюшке, записала его имя в помянник, и у меня было явственное ощущение, что он слышит и помогает. Читая книгу, непрестанно поражалась смирению, послушанию, самоотвержению, высокой духовности этого необыкновенного подвижника.

Воспитанник великих старцев Глинской пустыни, он прошел трудный путь. Он жил в тяжелое время – при гонении на христиан. Он был преследуем, неоднократно избиваем милицией из-за отсутствия паспорта, подвизался в одиночестве в горах Кавказа. С 1969 года он жил в маленьком домике на Дидубе. Его келейницей была монахиня Мария (Дьяченко, впоследствии схиигумения Серафима). Он молился за грузинских и русских царей, патриархов, святителей и за весь мир. Он полюбил Грузию всем сердцем. Зная, что эта страна – избранный удел Божией Матери, он переживал каждое событие, происходившее в ней. всегда и во всём полагался на Бога и старался привить это своим многочисленным чадам. Он говорил, что Богу надо доверять, тогда и скорбей не будет.

Последние свои годы, когда усилились гонения на верующих, старец провел в Тбилиси, который он называл святым. В возрасте 64 лет схиархимандрит Виталий отошел ко Господу. Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершил в сослужении духовенства России, Грузии, Украины. На отпевании Святейший сказал: «Тот, кто знал отца Виталия, кто имел радость общения с ним, – знает, насколько святой жизни был этот великий и дивный старец. Удивительная и святая вера, необъятная любовь, удивительное и примерное смирение и послушание – всё это создавало ту духовную атмосферу, которая несла любовь всем, кто хотел получить духовное утешение от него. Действительно, братья и сестры, это был святой старец. И я, общаясь с ним, беседуя с ним, неоднократно видел эту святость, которую он источал вокруг себя».

Много чудес совершил при своей жизни дивный старец. И по смерти его не ушли безутешными собравшиеся люди. Когда священник вкладывал в руку старца разрешительную молитву, большой палец руки отца Виталия отогнулся, и его рука сама взяла молитву. От неожиданности священник вскрикнул; это увидели и другие люди.

Отец Виталий неоднократно говорил своим чадам, чтобы они приходили к нему на могилку, обещая им помощь и заступничество. Теперь вот и я здесь сижу.

Через некоторое время подошла неслышными шагами Вера и стала прибираться на могилке. Неожиданно она обратилась ко мне:

– Я вам расскажу такой случай. У одной женщины случилось огромное несчастье. Умерли один за другим пять членов семьи. Представляете, какое горе? Стоят в доме пять гробов. Надо хоронить, а она не работает, денег нет. Бедная женщина в таком горе и отчаянии, просто чуть не помешалась. Плакала, плакала. Заложила дом, чтобы выручить денег на похороны. И вот ночью является ей высокий монах и так спокойно и ласково говорит, что всё будет хорошо, успокаивает ее. И представляете, очень скоро ей предложили хорошую работу, и она смогла отдать долги. Спустя какое-то время она оказалась в храме Александра Невского и рассказала об этом. Когда ей показали фотографию отца Виталия, то она узнала его и очень обрадовалась. С тех пор часто приходит сюда. Еще вам расскажу. Одна монахиня из Таганрога однажды легла спать с сильной обидой на родственников, и вот снится ей отец Виталий. Батюшка, стоя на амвоне, ласково и как бы уговаривая, произнес: «Надо прощать. Прощайте, прощайте всех». Потом быстро пошел к подсвечникам и стал возжигать свечи. Откуда-то появились дети, и отец Виталий стал давать им продукты, посылая отнести их нуждающимся и больным. Он учил прощать всех, обидчикам старался сделать подарок и усердно молился за них.

Вера ловко и привычно собирала сгоревшие свечки, протирала мраморный цветник и продолжала:

– Ведь мы земельку постоянно подсыпаем. Люди уносят с собой память о старце. А вот в том домике – его келья. Там иконы, узкая кровать, личные вещи старца – его четки, крест ручной работы с камушками. У него подрясник был латанный-перелатанный, весь истертый. В келье висит. Вы знаете, отец Виталий особенно почитал батюшку Серафима Саровского, очень любил его! Там есть большая икона преподобного. И еще необыкновенная святыня – плат, который покрывал лик батюшки Серафима. Представляете? И его помянник сохранился – толстая такая тетрадь. В ней много-много имен. За скольких же он людей молился, свечи за них ставил… А вы, кстати, откуда знаете про отца Виталия?

– Книжку о нем читала. Давно мечтала побывать на могилке подвижника. Только мне казалось это почти невероятным.

– Ну, здесь всё просто: если вы хотели, то по его молитвам и оказались здесь. Нам тут чего только не рассказывают. Батюшка помогает и знакомым, и незнакомым – всем, кто обращается к нему.

Вера задумалась ненадолго, а потом решительно протянула мне несколько пакетов с фруктами:

– Возьмите. Это вам.

– Нет-нет, спасибо, мне ничего не надо.

Но Вера настойчиво и уверенно положила передо мной кульки. Я растерялась. Потом, поразмыслив, поняла, что ничего просто так не бывает. Раз дают – надо брать. В голове прозвучал голос моего духовника: «Всё принимай, как из руки Божией, и за всё благодари».

– Спасибо вам.

– Не мне, отцу Виталию спасибо.

– Спасибо, отец Виталий.

Я вернулась на лавочку. Две грузинки с любопытством разглядывали меня.

– Хотите фрукты? Берите, пожалуйста.

– Нет-нет, это же вам дали.

– Я с радостью поделюсь.

– Нет-нет, это вам. Не надо.

У этих женщин нет такого духовника, как у меня. Не хотят они принимать дары из руки Божией. Снова появилась Вера и протянула мне батон белого хлеба:

Тут уж я воспротивилась изо всех сил.

– Нет, спасибо, хлеб я не возьму. Я не ем белый хлеб.

Вера твердо смотрела на меня, не собираясь отступать.

– Вы не можете отказаться, это вам батюшка дает.

– Пожалуйста, отдайте нищим у ворот!

– Нищим мы и так даем. А это вам. Берите за послушание.

Отпираться было бесполезно, в глазах у Веры была такая уверенность, что пришлось сдаться и взять батон «от отца Виталия». Две мои соседки исчезли, и я обреченно принялась жевать белый хлеб, откусывая прямо от батона.

Прошел год. Я приехала в Грузию на два месяца. Жила в разных частях страны. И наконец прибыла в Боржоми, чтобы посетить пустыньку , которую называют здесь «Новый Саров». Она с любовью воссоздана по фотографии 1903 года по инициативе владыки Серафима. Я постоянно обращалась за помощью к преподобному Серафиму, и он всё устроил чудесным образом. Мне удалось посетить много святых мест и пожить в женском монастыре Рождества Богородицы, где я познакомилась с духовными чадами схиархимандрита Виталия – архимандритом Андреем (Тариадиси) и его мамой – схимонахиней Евгенией.

О монастыре я узнала «случайно». Хотя у Бога нет случайностей. Услышав в разговоре грузинских женщин имя старца Гавриила, я вмешалась, и мне сказали, что в местном монастыре сейчас находится пиджак святого. Так я попала в монастырь, где провела несколько дней, буквально купаясь в любви, исходящей от окружающих. Это было удивительное чувство. Попав на молебен, я внимательно наблюдала за батюшкой. Что-то очень необычное было в его манерах: неторопливость, плавность, мирность.

Само собой разумеется, я расспрашивала отца Андрея о старце.

– Какое его было главное качество? Удивительное смирение. У него глаза всегда были опущены вниз. Улыбка не сходила с его лица, и абсолютно все ощущали любовь, исходящую от него. Я другого такого никогда не встречал. Он отбросы ел, хотя был очень болен – у него ведь была операция, 2/3 желудка удалили. Отец Виталий смирял плоть. Он же носил на себе железную цепь. Она со временем вросла ему в тело. Тело начало гнить, запах пошел неприятный. А ему всё нипочем. Ему запретили ходить так, он за послушание снял эту цепь.

В первый же день матушка Евгения пригласила меня к себе в келью. Не любоваться ею было невозможно. Мягкие, спокойные манеры, доброжелательность, предупредительность. Чувство любви обволакивало. Вроде бы и обыкновенный человек – но во всём чувствуется какая-то неотмирность. Что же странного? Пожалуй, это – внимание к тебе. Сейчас есть ты – и ты интересен. Я с любопытством осматривала маленькую келью и расспрашивала матушку о ее духовнике. Она отвечала просто, с какой-то детской открытостью и искренностью. Видимо, ее уже много раз спрашивали. Да, вот даже недавно приезжала съемочная группа снимать фильм.

– Матушка, расскажите, как вы стали монахиней.

– Как стала? Очень всё просто. Так получилось. Мы с мужем всегда жили в любви и согласии. Он был очень хороший и порядочный человек. Когда я родила трех сыновей, то стала думать, как это всё хлопотно – рожать детей, терпеть такие боли. У меня появилась мысль, что хорошо бы нам жить с мужем, как брату с сестрой. Но я боялась его огорчить или ранить, долго не решалась сказать. Потом выбрала подходящий момент. Каково же было мое удивление, когда он обрадовался и сказал, что сам об этом мечтал, но не хотел обидеть меня. Так мы и стали с ним жить. Молились, ходили в церковь. Потом муж стал священником, отец Виталий постриг нас. Два сына позднее стали архимандритами. Я в Грузии живу в этом монастыре у отца Андрея, а на зиму уезжаю к отцу Абибосу в Грецию. Там теплее.

– А где отец Виталий вас постригал?

– На Дидубе. К нему туда все приходили на исповедь. И мы тоже всей семьей приходили исповедоваться. Люди отовсюду приезжали к нему.

– А какой он был, отец Виталий?

– Он был очень смиренный. Каждого человека встречал земным поклоном. Падал в ноги и руку целовал. Вы знаете, как он ел? Невозможно было смотреть. Берет со стола всё подряд, кладет себе в тарелку, перемешает и ест. Ест и улыбается. И всем говорил: «Никогда не гнушайтесь никакой пищей. Ее нам Бог дает. Что это за разговоры: то соленое, то невкусное? Забудьте слово “невкусное”. За всё благодарите». Ну, и сам пример показывал. А вообще он был как не от мира сего. Всё, что ему привозили, тут же раздавал. Я однажды связала для него теплую жилетку – он же в таком подряснике ходил, что без слез не взглянешь. Мать Мария, его келейница, увидев жилетку, усмехнулась: «Завтра же эта жилетка найдет себе другого хозяина, не сомневаюсь». И когда я ее потом спросила о жилетке, она сказала: «Да он ее уже в тот же день кому-то отдал». Да. В отце Виталии была такая любовь к людям, что он порой на улице бросался к незнакомому человеку, обнимал и целовал его! Ему все были дороги. Эта жертвенная любовь была главным богатством, которым наградил его Господь Бог. Она светилась во всём – во взгляде, в движениях, во всех поступках. Можно было сидеть рядом с ним и ни о чем не думать – душа наполнялась покоем, блаженной радостью. Все чувствовали исходящую от него благодать.

Матушка Евгения подарила мне буклет о старце, несколько икон и духовное завещание схиархимандрита Виталия. Оно теперь стоит у меня дома в красном углу.

«Полюби те ближнего! И вы полю бите Христа. Полюби те обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и всё! Так мало ждет от нас Господь! В этом – наш рай! Это – наше воскресение! Полюби те Любовь и живы будете Воскресшим в страдании Любви Спасителем!»

«Мне говорили, чтобы я себя укорял, винил, старался, чтобы из-за меня никто не огорчался, чтобы не принести или не нанести кому обиды, чтобы никого не укорял, всем в Боге угождал, Иисусову молитву творил и за всё Господа благодарил, во всём смирялся, ни на кого не обижался, за мир молился и ко Господу стремился, чтобы никому не докучал и никого не поучал, а до конца познай себя и будет с тебя».

«Терпи, смиряйся и кайся»

В последующие дни у нас были долгие разговоры с отцом Андреем. Он собирается написать книгу об отце Виталии, о . По милости Божией ему довелось общаться с этими святыми людьми. А мне повезло познакомиться и несколько дней тесно общаться с воспитанниками великого глинского подвижника – в монастыре, где царит необыкновенная любовь, где каждого принимают, как самого Христа, – на праздновании дня памяти преподобного Серафима Саровского в пустыньке «Новый Саров». А затем по дороге в Тбилиси, когда мы ехали на машине батюшки на день ангела Святейшего Патриарха Грузии в Тбилиси, меня всё время озадачивала неизменная простота в общении, терпение и необычайная мирность матери и сына Тариадиси. Когда я просила их попозировать, они сразу соглашались и вставали так, как я им показывала. Матушка потом сказала мне: «Я хочу, чтобы у вас остались наши фотографии на память».

В монастыре я познакомилась с удивительной женщиной – Нино Гергедава, мы с ней подружились и сейчас часто общаемся по интернету. Она живет в Тбилиси, но часто приезжает в монастырь в Боржоми к отцу Андрею. Он – ее духовник. Нино рассказала мне недавно, что несколько лет назад у нее были очень большие скорби, и она была просто в отчаянии, не зная, что предпринять. В то время она работала в Национальном банке Грузии, где происходила большая реорганизация – тяжелая для людей; по словам Нино: «всех с автоматом выгоняли». Она стала часто и усердно молиться отцу Виталию, чтобы он не оставлял ее, дал ей сил перенести всё происходящее, помог утвердиться в жизни, в вере. В 2008 году, незадолго до войны, ее младшая дочка заболела тяжелой формой астмы (у Нино четверо детей). В это время подруга пригласила ее погостить к себе в Боржоми.

Как-то она пошла в монастырь помолиться, долго плакала в храме. А когда собралась уходить, то начался сильный дождь. В это время в церковь зашла благочинная монастыря, мать Нина. Так они познакомились и потом стали родными, как сестры. Нино рассказала матушке всю свою жизнь, и та на следующий день познакомила ее с настоятелем монастыря архимандритом Андреем.

Один раз исповедавшись отцу Андрею, молодая женщина обрела себе духовника и молитвенника. Нино твердо уверена, что всё это произошло только по молитвам отца Виталия. Она говорит, что отец Андрей предчувствует ее трудности, знает все ее мысли. Когда она забывает о чем-то на исповеди, он просит ее вспомнить, что еще не сказано, что волнует, часто сам подсказывает. Ничто и никогда не нарушает мирное утроение его души – он всегда ровный, внимательный и спокойный. Нельзя представить, что батюшка может повысить голос. Да и постриг его происходил не совсем обычно. Их постригали в 1994 году одновременно пять человек в Светицховели. Патриарх назвал этих молодых людей «царское братство». Все пятеро были особенные. Двое из них в очень скором времени стали епископами. Отец Андрей – архимандрит и настоятель двух монастырей.

– Нино, а ведь нас с тобой познакомил отец Виталий. Как мы встретились в Боржоми, так до сих пор общаемся. Всё не просто так.

– Да, я тоже думала об этом. Мне кажется, что не оставляет отец Виталий ни одного человека, который обращается к нему за помощью. И его чадам передалась эта светлая любовь к людям. Вы не могли ее не почувствовать. И знаете, какое мое любимое изречение старца?

«Будете любить – ни тоски, ни уныния не будет.

Смиряйтесь, терпите, любите.

Любовь будет – и стены разойдутся!»

СХИАРХИМАНДРИТ ВИТАЛИЙ

БЫЛ СВЯЩЕННИКОМ В БУРДИНО

1 декабря 2012 г. исполнилось 20 лет со дня кончины схиархимандрита Виталия (Сидоренко) (1928-1992) — удивительного подвижника нашего времени. Он был воспитан старцами Глинской пустыни, трое из которых — схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш) были причислены к лику святых в 2010 г. Жизнь схиархимандрита Виталия - путь странника, пустынножителя, и, наконец, пастыря. Путь этот, полный гонений и скорбей, замечателен невероятной радостью от близости Божией, которая передавалась всем, видевшим и знавшим схиархимандрита Виталия.

«Поминайте наставников
ваших, которые проповедовали
вам слово Божие, и, взирая
на кончину их жизни,
подражайте вере их»

(Евр. 13,7)

И хотя минуло уже 20 лет с тех пор, как Батюшка перешел в вечность, но память о нем настолько жива и светла, что, всем знавшим его кажется, будто встречались с ним только вчера. Они помнят, какой радостью светился Батюшка, когда выходил на ступеньки дома, где жил, встречать каждого приезжающего к нему. Он с земным поклоном кланялся всем в ноги, целовал руки, благословлял. И всех, приезжавших к нему, алчущих и жаждущих утешения, вразумления, наставления и совета, он принимал с равной любовью. Он не жалел себя, не оставлял ни минуты свободного времени для отдыха или уединения, отец Виталий служил Богу и ближним. Однако за его доступностью и простотой в общении вряд ли кому удавалось распознать истинное величие его духа. Как много судеб он вымолил у Бога. Сколько людей обрели веру, скольким он помог устоять в скорбях и болезнях, в борьбе и испытаниях. Это были плоды его подвига, плоды его жертвенной любви. Отец Виталий во всем и всегда полагался на Господа. И это свойство он старался развить в чадах, обращающихся к нему за помощь или советом. Всем страждущим людям он говорил: «Если бы вы имели хоть маленькое зерно веры, то скорбь никогда не одолевала бы вас». Батюшка пытался объяснить: «Нужно жить с Богом! Тогда бояться будет нечего». А мы ведь всего боимся, потому что далеки от Бога и не доверяем Ему. Если же мы и молимся, то настолько рассеянно, что получается лишь чтение слов молитвы, а сердце отстоит от Господа так далеко!
Жизнь схиархимандрита Виталия - живая проповедь Евангелия. С юных лет всем своим существом он устремился за Христом. И уже тогда враг ополчился на него. Его постоянно преследовала милиция и агрессивно настроенные против верующих люди. Его бросали в тюрьмы, избивали, но он безропотно, без осуждения претерпевал все побои, унижения, поношения, издевательства. В горниле таких испытаний Господь закалял его душу. Никто и ничто не могло пошатнуть его веру или умалить в нем любовь. Никто не смог остановить его на пути ко Христу. Он вел ко спасению тех, кто шел за ним, воспитывая их сердца. Духовного наследия, которое оставил Батюшка Виталий, вполне достаточно, чтобы, вспоминая его жизнь, знать, как устоять в верности и любви к Богу.

Он родился в селе Екатериновка Краснодарского края, много поездил по стране, но большая часть его жизни и священнического служения прошло в Тбилисси, где он и отошел ко Господу, но отдельная часть его жизненного пути связана с Тербунским районом - селом Бурдино. Там он многие годы служил, восстанавливал Вознесенский храм. Об этом хорошо рассказывается в фильме, снятом Липецкой епархиальной телестудией об отце Виталии. Предлагаем вам его посмотреть:

Года 2-3 назад я встречалась с матушкой Зиновией. Она сама - светильник веры и доброты! Беседовали мы с ней часов пять. Правда, в домик отца Виталия она меня не впустила, потому что я была в брюках. На прощанье она подарила мне книгу, которая так и называется "О жизни схиархимандрита Виталия", где есть многие наставления в жизни, в укреплении веры Божией. В ней же рассказывается немного и о жизни отца Виталия в Бурдино.

Год выпуска : 2002
Издательство : Новоспасский монастырь

Привожу это место:

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Поездки в Россию

Бурдино

Однажды в Тбилиси отца Виталия посетили прихожа-не Вознесенского храма из села Бурдино Липецкой области. Приехали они к нему со своей скорбью — храм, возвращен-ный верующим в 1945 году, долгие годы стоял полуразрушен-ный, службы проходили редко. Сидя с сестрами, отец Вита-лий стал рассказывать, как Господь и Царица Небесная воз-двигли из разрушенного храма прекрасный монастырь, куда слетелось множество птиц — и орлы, и голубицы. «А сколько осталось еще кирпича!» — неожиданно добавил он. Сестры заплакали: «Вот бы нам этот кирпич», — не догадываясь, к чему относились слова прозорливого старца.

После их отъезда владыка Зиновий благословил отца Виталия и матушку Марию ехать в Бурдино и помочь восста-новлению храма. Узнав об этом, за Батюшкой потянулись и его духовные чада из разных уголков России.

Так, в 1970-е годы в Бурдино приезжали потрудиться: иеродиакон Алексий (Фролов, с 1995 г. епископ Орехово-Зуевский), Николай Васин (в монашестве Никон, с 1996 г. епископ Задонский), Николай Моисеев (в монашестве Феофилакт, с 2002 г. епископ Брянский и Севский).

Живо откликнулось и местное население, хотя время было такое, что не то что строить, ходить в храмы открыто нельзя было — сразу же возникали осложнения на работе. Начало трудам положил отец Виталий. Он отнес в храм все иконы из своего святого угла, поставил в центре двухмет-ровую восковую свечу за тех, кто помогал строительству, и благословил верующих читать акафисты и Псалтирь.

Местные власти испугались возрождения храма, при ко-тором стала быстро расти монашеская община,но запретить не могли — храм строился помимо их разрешений и запретов каким-то необъяснимым образом. Нужны были кирпич, вода, цемент и — о чудо! — машины сами шли к храму и водители предлагали: «Кирпич нужен?», — а директор совхоза присы-лал в цистернах воду, остановив даже строительство клуба. Однажды оказалось, что недостает пяти машин кирпича на ограду — тогда люди стали собирать в округе камни.

Протоиерей Анатолий Солопов (г. Мичуринск):

«Существовало официальное положение: если ограда возведена быстро и окончательно без ведома властей, она не ломалась. Но если хотя бы одного метра не хватало до завершения и об этом узнавали власти, то ограду эту немедленно разрушали... Все понимали, что это почти катастрофа, поскольку наутро должна приехать комиссия от уполномоченного по делам рели-гии - вероятно, кто-то сообщил властям. Все взоры были уст-ремлены на отца Виталия, который молился в храме».

Отец Виталий усилил молитву, призывая на помощь Гос-пода Иисуса Христа и Божию Матерь. И стена выросла пря-мо на глазах. Когда наконец пришли машины с кирпичом, он оказался уже не нужен. Многие тогда плакали, видя в этом явное чудо Божие.

Здесь и ранее был монастырь, но в царствование Императрицы Екатерины П его упразднили, и храм сделался сельским приходским.

Так по молитвам старцев упразднилась «мерзость запус-тения» в святом месте и был возрожден дух монашеской жиз-ни там, где триста лет назад Пресвятая Богородица собрала под Своим омофором женскую Покровскую обитель. Как и предсказывал отец Виталий, в Бурдино, словно голубицы сле-телись сестры, желавшие иночества. Все они несли различ-ные послушания, а многие из них приняли здесь постриг. Толь-ко в церковном хоре собралось около сорока человек, пение сестер услаждало душу и располагало к молитве, церковные службы привлекали множество людей. За духовным окормле-нием в Бурдино стали приезжать из разных уголков России.

Схиигумения Серафима:

«Посетил эту обитель и наш дорогой владыка Зиновий. О его приезде никто заранее не знал, но все жаждали видеть дивного старца, и Господь так и сотворил. Неожиданно в Бурдино съе-халось много священников с соседних областей, и даже с Урала. Отец Виталий прямо "летал" от радости. Он облачил всех священников, монахиням велел одеться по форме, устлал храм коврами для встречи архиерея. И мы вышли навстречу маши-не, на которой в тот момент подъехал владыка Зиновий. Он сам плакал, видя такое чудо.

Потом отца Виталия спрашивали: "Когда же пришла теле-грамма о приезде Владыки?" Он ответил: "Как Господь сказал Апостолам - ждите, так и эти отцы много ждали, чтобы увидеть владыку-старца, митрополита Зиновия. И он приле-тел утешить своих чад "».

Владыка Зиновий приезжал на отдых в Бурдино летом в 1977-79 годах. После первого приезда он сказал: «Я думал най-ти здесь только лес да речку, а нашел любовь». Он был тронут не только необыкновенно теплым приемом, но и тем, какую любовь он увидел между живущими здесь сестрами.

Старцы поселились на самой окраине села в маленьких избушечках, скорее напоминающих русские баньки. Вокруг был фруктовый сад и высокие березы, закрывающие этот уголок от посторонних глаз лучше глухого забора. Заросли чере-мухи, буйно цветущей весной, ограждали сад со стороны реч-ки. Это был мир сосредоточенной уединенной молитвы, бла-годатной тишины и покоя. В этой избушечке, где высокому человеку трудно было встать в рост, отец Виталий сподобил-ся видеть Пречистую Деву...

Много потом ездил Батюшка, навещая своих чад в Там-бовской, Воронежской, Липецкой и Курской областях, но о Бурдино он говорил: «Везде я был в гостях, а здесь для меня дом родной».


ТЕПЕРЬ О САМОЙ КНИГЕ

Как говорила матушка Зиновия - это удивительная книга! В ней я найду много нужного и полезного для себя. "А начнешь читать - не оторвешься"- предупредила она. Действительно, прочитала я книгу, как говорится, залпом. Потом еще раз перечитала, затем - еще... И каждый раз - словно заново. С тех пор она стала одной из моих настольных книг. Случится в жизни какая -либо ситуация, ой, думаю, да об этом же в книге об отце Виталии говорилось! Открываю ее и читаю. И главное, что меня... даже не подберу слова... (то ли удивляет, то ли даже пугает), вообщем, что для меня является очень странным, открываю я ее, не глядя на содержание, в любом месте, но именно на открывшейся странице нахожу ответ на свой вопрос. Конечно, не прямо, но догадаться можно. Например, не ладится какое-либо дело, ну, никак не получается! Открываю книгу и в том абзаце, на который глаз ляжет, читаю: " Почему ты не молишься? Ходишь, ездишь, сидишь, кушаешь - всегда молись. Говори Богу и Матери Божией все, что тебе хочется, а молитву заключай: да будет воля Твоя. И если что не совершится по твоему желанию, ты ясно будешь знать, что такова воля Божия." Ну, чем не ответ?

И так постоянно!

А теперь расскажу, что говорится об этой книге и об отце Виталии вкратце.

Настоящее жизнеописание — первый опыт составления биографии удивительного подвижника - схиархимандрита Виталия, в миру Виталия Николаевича Сидоренко (1928-1992).

Воспитанный в традициях Глинской пустыни у великих старцев, он прошел путь и монастырского послушника, и странника-юродивого, и монаха-пустынника. Явившись, наконец, пастырем многих Христовых овец, как истинный христианин он сам исполнил Евангелие всей своей жизнью.

Читая эти страницы, мы увидим человека, никогда и ни в чем не дававшего себе поблажки, добровольно выбиравшего самый тяжелый жизненный крест: страдания, унижения, гонения, непосильные труды — и все это для того, чтобы смирить свое сердце, сделать его достойным принятия Божественной благодати и любви.

Пред нами тесный путь подвижника, кажущийся почти невероятным в наше время. Он доказывает, что христианство двадцать веков назад и сегодня остается тем же, ибо «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). И в какие бы времена ни жили люди, истинное благочестие не блекнет в темноте общего беззакония. И это мы видим на примере тех светильников земли Русской, которых еще посылает миру Господь для нашего спасения.

Отец Виталий родился в России XX века, в трагическое время гонений на Православную веру, подобное первым векам христианства. Но никогда и ни в чем он не отступил, не предал заложенного в нем с детства Божественного дара веры и любви. Он претерпел гонения и в мнимо благополучную эпоху «мирного сосуществования» Церкви и государства, застал он и явные грозные признаки последних времен. Свою жизнь и служение старец посвятил тому, чтобы не только взрастить и уберечь вверенное ему стадо Христовых овечек среди апокалиптических реалий нашего века, но и соделать их достойными вечной жизни со Христом в веке будущем, явив тем высокий образец благодатного старчества, столь редкого в наше скудное время. И самой большой наградой для него могли бы стать слова Спасителя: «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб…» (Ин. 17,12).

Пусть же не смущает читателя обилие чудес, происходивших по молитвам отца Виталия — это естественное проявление святой жизни. Его духовные чада жили в лучах его святости, среди «моря чудес», а потому и рассказывают о них просто, как о реальных событиях.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Причины и последствия кровянистых выделений на ранних сроках беременности Беременность 7 недель кровит
Как русский флот уничтожил турецкую эскадру в синопском сражении
Предисловие Чарлз Сперджен — проповедник Евангелия